Немного истории...

 

 

 

 

В Темрюкском районе на государственной охране состоит более 700 памятников археологии и 155 историко- культурых земель. 10 наиболее уникальных памятников поставлены на учет как общероссийское национальное достояние и являются памятниками федерального значения.

 

 

 

Из истории Темрюка и Голубицкой.

 

Темрюк старый - древний город, некогда построенный на Голубицком острове невдалеке от южного берега Азовского моря, на месте которого сейчас расположена станица Голубицкая Темрюкского района. Командир Кубанского корпуса бригадир И.Бринк, делая топографическую сьёмку местности ( 1777г), только что взятой у татар и турок, показал на плане и Темрюк Старый, назвав его "Гора, где прежде был город."

В плане Темрюк Старый выглядел прямоугольником 220*150 м, отсечённым от большого, ныне не сохранившегося городища широким рвом. Такой же ров проходил и вдоль восточного фаса, где были и оборонительные ворота города. По всему периметру его стояли каменные стены. От середины северного фаса до берега Азовского моря отходил оборонительный ров с валом, по которому стояли боевые башни. Такой же ров проходил от южного фаса до Ахтанизовского лимана.

Есть сведения, что город-крепость построил понтийский царь Митридат, который, потерпев поражение на Ближнем Востоке от римской армии Гнея Помпея, отступил через Кавказ, где и прикрылся срочно построенной крепостью в дефиле между Азовским морем и Ахтанизовским лиманом. Позже западнее этой крепости был построен крупный населённый пункт, на месте которого много лет спустя возник город Тмутараканского княжества- Темрюков, что подтверждает и найденная на месте станицы Голубицкой керамика10-11 вв.

Академик П.С. Паллас, используя документы походной канцелярской книги Г.А. Потемкина, отметил, что в годы, когда город входил в состав Зихии, он назывался "Берберземин". Разрушен во время одного из турецких нападений на Приазовье в 14 веке тех пор на российских картах он стал называться "Старый и пустой город Берберземин."

С начала русско-турецкой войны (1787) в Темрюке Старом разместился 2-й батальон Таврического егерского корпуса под командой подполковника Плохуты. Осенью 1792 г. егерей сменили два полка ЧКВ во главе с войсковым полковником К. Кордовским, принявшие на себя несение кордонной службы "от набегов народов закубанских." Тогда же казаки построили провиантский магазин, смотрителем которого назначили армии прапорщика Г. Голубицкого, "передавшего" впоследствии свою фамилию построенной рядом с Темрюком Старым станице.

Руины Темрюка Старого и ныне видны в восточной части станицы Голубицкой... ......Например, вряд ли кто ныне возьмется серьезно оспаривать факт возникновения первого древнерусского государства именно на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Об этом свидетельствует не только «Книга Велеса», где имя древнего русского государства звучит как «Русколань», но и античные и раннесредневековые историки, которые под латинским названием «Роксалания» также подразумевали объединение сарматских племен - прародителей русов. В тех же областях определял расселение славян итальянский философ и поэт XV века Ф.Б. Каллимах, подчеркивавший приход русов с Северного Кавказа. Там и в Подонье с древности и вплоть до нового времени жили и живут донские казаки-черкасы, как нередко именовали в Европе и южнорусские, и малорусские народы. Или как не верить историкам - швейцарскому К. Геснеру, польским М. Меховскому и М. Стрыйковскому, австрийскому С. Герберштейну, английскому А. Дженкинсону, наконец, отечественному - Д.И. Иловайскому, представившим то ли на составленных ими картах, то ли в трактатах свидетельства существования Пятигорского княжества славян-христиан, отделенных от Московской Руси Диким полем, где кочевали сначала половцы и печенеги, а до середины XVI века - крымчаки и ногайцы. Следовательно, появление в 1769 году на Северном Кавказе казачьих поселений никак нельзя считать пресловутой колонизацией, а всего лишь возвращением своих древних, исконных земель.

 

 

 

 

Задолго до Екатерины II Кавказ был не просто регионом геополитических, стратегических и экономических интересов России, но неотъемлемой частью ее бытия - со времен Древней Руси, Тмутараканского княжества и до наших дней. Здесь Русь находила выход к морю, пути, связывавшие ее с миром. Через этот регион на Русь шел свет православия. Более того, в последние годы открываются поразительные факты этого края в судьбе страны. Лингвисты, как известно, нередко весьма аргументировано поправляют историков, и вряд ли кто сможет на достойном научном уровне опровергнуть академика О.Н. Трубачева, который убедительно доказал, что страна древних русов располагалась в кубанских плавнях, где когда-то были земли античных синдомеотских племен, а боспорский город Россия находился в районе нынешней станицы Голубицкой. С ним вполне солидарен В.В. Кожинов, полагающий, что еще задолго до монгольского нашествия существует и постоянно возрастает «кавказский компонент» русской истории. Так, по меньшей мере трое из девяти сыновей Ярославова внука (и вместе с тем внука византийского императора Константина VIII) Владимира Мономаха породнились в начале XII века с половецкими и ясской (осетинской) династиями, «после чего это стало на Руси прочной традицией».....

 

В.И. Шульженко К основаниям русского Кавказа

 

 

 

Тамань стояла у истоков нарождения Руси. Свидетельством тому являются археологические исследования на Голубицком городище и латинские, арабские и византийские источники, по данным которых на Таманском полуострове, на побережье Азовского моря находился город Россия или Руссия. Город этот возник в 30-х годах IX века, а это значительно раньше древнего Киева и Новгорода. Город просуществовал до XIV века. Арабский историк Идриси, живший в XI веке, дает расстояние от города Тмутараканя (современная станица Тамань) до Руссии в 27 арабских милях, что составляет современных 54 км. Это точно соответствует расстоянию от Таманского до Голубицкого городища.

Отсюда пошло православие еще задолго до официального крещения Киевской Руси. Таманский полуостров единственное место в нашей стране, где христианство пустило свои корни со времен первых апостолов. В 40-е годы на азиатских берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) прошел апостол Андрей Первозванный, неся людям знания о Христе. В III – IV веках здесь уже существовала самостоятельная епархия, епископы которой участвовали в Первом, Втором, Третьем, Четвертом, Пятом, Седьмом Вселенских Соборах в 325, 381, 431, 451, 553 и 787 годах о чем свидетельствуют их подписи под решениями названных Вселенских Соборах.

В «Повести временных лет» - первой русской летописи мы встречаем свидетельство о том, что руссы проживавшие на Таманском полуострове, после их похода на Царьград (Константинополь) в 860 году приняли крещение от патриарха Фотия в городе Руссии. Таким образом первое «Фотиево» крещение наших предков произошло на земле Таманской в станице Голубицкой.

Киевская же Русь возникла значительно позже и крещение приняла в X веке.